Смешение культур, или Феномен Китайского Чая!

Китайский чай + Русский Кальян = Любовь!


Сегодня поговорим о китайском чае в кальянных заведениях. И в целом о настоящей культуре, а не о лже-истории.

Китайский чай в кальян-барах появился в 2017 году, ровно тогда, когда большинство гостей уже поняли, что переплачивать за кальян на молоке нет никакого смысла, курить на алкоголе сверх опасно, а фруктовые чаши пустая трата денег. Между этим до 2017 года, если гость желал чашечку кофе с кальяном - мастер отказывал ему в этом, оправдываясь тем, что кофе и кальян вещи несовместимы и могут привести к учащению пульса, и мол именно поэтому у них в заведении нет кофе.

Но как так вышло, что китайские габы, всякие инь-яни, пуэры - смогли встать и найти себе клиентуру, ведь кофеина и активного вещества в них намного больше, нежели чем в одной чашке капучино?

Сам китайский чай - действительно вкусный и полезный (в адекватных порциях при правильном употреблении, до обеда во время завтрака) напиток. Да конечно - есть те, кто не понимает вкус чая, независимо что перед ними: что-то дорогое из самых лучших плантаций Ши-Чзюня или пакетик Ахмата с бергамотом. Один из таких людей - Я.

Но мне, как профессионалу. Интересно познать историю. Истинную правду. Давайте погрузимся в этот увлекательный мир истории.
На самом деле это больше профессиональная статья, нежели просто мое очередное мнение.

Первые упоминания о кальяне отправляют нас в красивую насыщенную жизнью Индию, и чтобы нам понять связь, нам обязательно нужно начать с истории кальянов.

И я не про скорлупу ореха с бамбуковой трубкой, которую археология датирует датами 2000 лет до н.э. Мы говорим про современный кальян, с колбой - наполненной водой, шлангом, и шахтой. А произошло это в 16 веке, в тот момент когда Колумб - открывает Америку и знакомится с табачными кустами, которые подарили ему индейцы, Португалия захватывает княжество Гоа в Индии. И пока в Индии начинается государственный переворот, Португальцы укрепляют свое новое княжество, создавая из Гоа - торговую гавань, которая становится точкой продаж Европейских товаров для всей Индии. И как только политическая игра Индии нашла своего победителя, Португалия отправляется на переговоры к новому императору Индии, взяв с собой табачные листья, как подарок для Императора, которые привез Колумб из Америки. Подарок действительно смог удивить Индусских правителей, но курение показалось им небезопасным и очень “мутным” занятием, так Индия и придумала курения табака, через более безопасный на их взгляд способ - через Кальян.
Можно ли допустить, что индусы курили кальян и пили индийский чай?
На самом деле, нет.
Индия и чайные поля, начали образовываться в этой стране позже(18-19 век). Индия никогда не была богата чайными плантациями до того, как они стали Британской колонией. Именно Британия, начала производить и популяризировать чай в индии, выстраивая целую экономику своей Индийской колонии на сельскохозяйственных продуктах, включая чай, которые сами же импортировали себе в Англию. И именно с тех времен, Англия - ассоциируется с вечерним чаепитием, ужинами с чаем, а Индия, как основной поставщик чая. И именно благодаря колонизации Индии, о кальяне - узнали в Европе, и во всём мире. Идем дальше!
Аравийское Вино!
Кальян стал весьма популярен в мусульманских странах, много арабов ежедневно употребляли листья табака именно через кальян. Они вымачивали листья в воде, старались изо всех сил - сделать курение максимально безвредным и вместе с кальяном, всегда употребляли “Аравийское вино” - еще не поняли, что это такое? Правильно - так в мусульманских странах называют Кофе. Ведь именно кофе, является самым популярным напитком в мусульманских странах, оно заменяло алкоголь, заменяло эйфоретики, заменяло лекарства и было разрешено Мусульманской религией. Кофе, кальян и приятная компания без женщин - так выглядел идеальный Арабский вечер. И Индия была одним из главных поставщиков кофе и даже пыталась украсть кофейные зерна, что привело к концу арабской монополии на кофе. Да, да именно кофе, а не чая.
Согласно легенде, в середине XVII века один мусульманский пилигрим, рискуя жизнью, тайком вывез саженцы кофейного дерева в Индию. Оттуда голландские колонисты вывезли саженцы в ботанический сад Амстердама, где размножили для посадки на островах Ява и Суматра. Затем кофе посадили в оранжереях Франции, далее высадили в Бразилии, на острове Ямайка, Гватемале, Коста-Рике. Так арабской монополии на кофе пришел конец.
И именно благодаря Индии, кофе распространилось по миру!
Когда кофе распространился в Европе, он закрепил за собой название «арабское вино»! Когда кальяна распространился в Европе, он закрепил за собой название «шиша» что в переводе с арабского - стекло.
Вот она общая история, кофе и кальяна. И все это благодаря Индии... Отличный был бы сторителлинг...
Почему же культура забыла историю?
Российская индустрия кальянов выстраивается по принципу: Легче, Больше, Дешевле.



Современное время. Употребления кальяна и кофе.
Coffee Bean – первая появившаяся в Москве сеть кофеен. Первая кофейня была открыта в 1996 году у станции метро «Кузнецкий мост».
Широкая индустрия кофе пришла в Россию сразу после распада СССР, и уже в нулевых она подарила миру новый напиток - Раф. Кофейни стали захватывать не просто города, а каждый дом, в каждом городке России. Кофейная культура России, это большая ценность для самих деятелей этой индустрии в нашей стране. Финансирование школ Бариста, выставок, профессиональных конкурсов и премий, собственные заводы по обжарке зерен, и всё для того, чтобы кофе - был самостоятельной нишей, в которую не сможет зайти обычный Вася Иванов и стать успешным предпринимателем, не познав культуру изнутри.
И кальянная индустрия прекрасно понимала, что дав некачественный продукт, который уже давно известен аудитории, продукт, в котором легко понять: хороший он или нет - сложно, и инвестиционно нерентабельно вкладывать финансы в кофемашины, закладывать заработную плату на баристу, нанимать в команду мастера, который будет контролировать помол зерна и контролировать процессы варения кофе, и при этом всём, гости все равно отдавали бы предпочтения “Кофемании” и “Старбаксу” - нет, это сложный путь, дорогой путь, неэффективный путь. Нужно найти другой продукт, который будет таким же прибыльным, как и кофе, но где мы не будем в проигрышной позиции.

Российский бизнес, не только кальянная индустрия к 2017 году уже понимали, как работать с клиентом, и что ему необходимо. Если вкратце - он хочет красивую историю, он хочет платить не за товар, а за статус с этим товаром. Ему не нужна хорошая парикмахерская, ему нужен “Мужской настоящий Барбершоп”, он хочет видеть не просто пивной магазин - ему нужна пивная карта всего мира, желательно со всем крафтом, который существует на планете. Ему не нужен кофе со сливками, ему нужен Раф (think about). Эффект Приоры, эффект покупки статуса, тренда, невзирая на то, что покупает ведро с болтами.

Давайте вспомним такие “сказки” в нашей индустрии, которые увеличивали или увеличивают прибыль: молоко, которое смягчает дым; фруктовые чаши, которые увеличивают шансы на секс с анжелкой, которую клиент позвал на свиданку в кальянную; один кальян - максимум на 2-3 человек, потому что вы должны полностью понять, как раскрывается аромат и как мастер создает переливание аромата велируя чашу от сладости до кислинки; хороший кальян - максимум можно курить около часа - ведь длительный покур уже становится небезопасным (как будто до часа никакой опасности нет); премиальные сложные забивки, которые увеличат яркость или крепость кальяна; лед в колбу - что подарит не только улучшенную фильтрацию дыма, а еще и создадут уникальный холодный эффект от дыма.

Их можно перечислять еще очень много и многие из них были и остаются способами дать клиенту возможность выбрать уникальный продукт, чтобы клиент заплатил не только за кальян, но и за уникальность, при этом не увеличивая (или увеличивая, но не особо сильно) себестоимость продукта.


Hookah Place Лубянка - сегодня Dukh Лубянка.
И ровно тогда, когда в нашей стране, начался бум открытий дорогих, многомиллионных проектов, когда каждое слово из уст линейного персонала должно приносить дополнительную выгоду, дабы показывать стиль, уникальность, профессионализм команды, умение создавать из кальяна, который вроде бы уже всем стал понятен - совершенно новый продукт - в индустрии появились китайские чаи.
А параллельно напиткам и появились новые направления самого курения в кальянной культуре России.
Это без ароматическое направление или ароматическое направление. Это направление «старой школы» с работой на фольге, это направление забивок «в касание», это направление «новой школы» на калаудах, направления мягких кальянов/жестких кальянов/перенасыщенных кальянов и этот список можно также продолжать и продолжать.
Всю аудиторию начали рубить на мелкие мелкие куски, и чем меньше кусок - тем лучше, это значит им легче будет найти свой «спот» и тратить в нем больше денег, чем когда они просто наслаждались любым кальяном, не придавая значения своему уже новому статусу.
Аудитория ложно думает, что она стала умнее, знает что она хочет, однако ей просто начали управлять. И самое интересное, что этот эффект приоры, начал работать не с верхов, спускаясь до клиента. А с заведений, в потоке, когда каждый день, открывались новые и новые лаунжи, и при этом часть из них была, как я уже сказал ранее, что-то дорогое и масштабное, остальные участники рынка, начали думать, как удержать клиента в стенах своего заведения. Так и появились, эти «уникальные» фишки, которые после начнут ругать между собой бренды табачных кальянных компаний, а бренды в свою очередь найдут философию и идею, а маленькие заведения - смогут удержать своего гостя, продав не свой продукт, а свою «фишку» выдавая ее за самую верную и правильную (к слову именно так рождаются сектантские ложи, путеводитель - погружает нового участника именно тем, что заставляет поверить человека в новую правду, полностью забыв старую). Именно по этим причинам, многие датируют, как смерть Российской кальянной культуры - 2018 год и начало Кальянной индустрии, с новыми понятными правилами, как захватывать куски аудитории.

И вот под знаменем, всеобщего блага для своей аудитории, в 2017 году кальянные начали тонуть в гуще китайских чаев. И наконец-то мы добрались до главного. Почему?
Никого естественно, не интересовали его свойства и вкус. А что же тогда? Во-первых не популярная чайная культура в России, это дает преимущество в области донесения мысли и возможность быть первопроходцем для масс. Во-вторых: низкая точка входа, ведь сам китайский чай маржинальнее любого горячего напитка, добавь туда свою сказку, добавь туда вовлечение в культуру и ты получишь цену на выходе в три раза выше от обычного черного чая и в три раза заведение сможет увеличить прибыль. В-третьих, не нужно находить дополнительный персонал, можно обучить свою "анжелку" на администраторе правильно заливать кипяток в чайники и рассказывать с широкой улыбкой о проливах и времени между ними, закупив недорогие чайные сервизы с дешевыми пиалками, заставляя каждого своего гостя создавать этот противный звук во время глотка горячего напитка, прозвав его красивым словом "Сёрбать" (ну тут уже начинается какая сказка). В четвертых, здесь самое интересное, потому что такие садомиты встречаются до сих пор, это ложное знание о том, что кальян понижает давление (на самом деле, как и любое курение - он его повышает, именно поэтому не рекомендуют кофеин, алкоголь, тонизирующие напитки содержащие таурин пить во время курения кальяна, потому что всё это - повышает давление и может привести к неприятным последствиям), а китайский чай создает баланс давления в организме, что-то типо Инь-Янь - "ну бред же".

Итоги просты...

Никакой общности между Кальянной культурой и Чайной - нет. Равно, как и китайский чай это не основа чайной культуры, так и российский кальян - не основа кальянной культуры. Горные чаи Кавказа и Алтая, тоже большая интересная культура, но она не такая красивая, чтобы сделать из нее новый кальянный продукт. Главное детали. Китайцы в этом профессионалы, а создать красивую сказку - показывая детали - это к нам. Казалось бы, обычный кальян, но какую культуру сделали в России, казалось бы обычный китайский чай, но какую культуру сделали эти же люди в России.

Пейте, что хотите, при курении кальяна. Но главное не попадайтесь на уловки персонала, о красивых сказках про древнюю культуру курения и питья горячих чайных листьев. Такого никогда не было. Только "аравийское вино", только кофе, только хардкор. Хотите культуры - пейте кофе, и не зовите девушек в кальянную. Женщинам было запрещено курить, да и сейчас в Арабских странах - вы вряд-ли встретите курящую девушку.
Узнать о платном контенте by About Hookah
Made on
Tilda